К общепризнанным факторам риска суицида относятся:
- Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами.
- Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности.
- Употребление наркотиков и алкоголя.
- Раннее начало половой жизни.
- Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука.
- Влияние деструктивных сект и субкультур.
- Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель.
- Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание.
- Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.
- Доступность и использование огнестрельного оружия.
Но есть и более глубокие, трудноопределимые и, возможно, более значимые причины суицида у детей. На вопрос: "Что может стать причиной самоубийства подростка?" школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, непонимании родителей, конфликтах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни... Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но если искать причину, то, как правило, обнаруживается проблемы в семье. Причём часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А роль "последней капли" играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
Родители, помните: именно в семье у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности. Своего рода, хребет всех его будущих качеств. Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности. Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.
К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте. В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа – в любви. Ей должна быть проникнута каждая минута общения родителей со своим ребенком. Они должны стать для него самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой.
По данным исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Один вариант – это безразличие, когда родители обращают внимание только на то, чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.
Другой вариант – авторитарный: жестокость, порой – насилие, наказания, вплоть до телесных. Как бы ни казалось со стороны, доминировавшая в советское время авторитарная система родительского воспитания никуда не ушла. Это и сейчас наиболее распространенный стиль воспитания. Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: "Меня так воспитывали, и я человеком вырос". Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.
Кроме того, сейчас встречается такой феномен, как "сирота при живых родителях", когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на няню, гувернантку. В итоге ребенок растет в условиях дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это как предательство, как то, что его бросили. Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду.
Третий вариант воспитания – "Кумир семьи". В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы. В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации. Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.
Суицид в детском и подростковом возрасте – это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.
– Главная причина в том, что взрослые забывают своих детей, – считает уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. – Подростковый возраст – самый сложный в жизни человека. И если рядом нет родителей, которые могут выслушать, помочь советом – ребенок уходит в социальные сети, где набирается всякой чуши. Если раньше дети общались во дворе, играли в футбол, то теперь рукопожатие чаще всего идет через "клаву". Родители общаются со своими детьми не более получаса в сутки. И чаще всего не знают, что происходит в школе, какие у ребенка проблемы, внутренние переживания. А ведь подростковый возраст – не только период гормонального взрыва. У них в это время столько несостыковок между внутренним и внешним миром... Кто им поможет? Родителям некогда, все зарабатывают на жизнь...